29 июл. 2014 г.

Тайна реки Летовки

Вы знаете, что такое Лета? Это "река забвения" из греческой мифологии. Согласно мифу, души умерших, испив ее воды, полностью забывали все прошлое. "Кануть в Лету" означает быть забытым, бесследно исчезнуть. А ведь у нас в районе есть своя река Лета, вернее Летовка! Она берет начало где-то в окрестностях Дмитровского Погоста и впадает в Цну. На берегах Летовки стоит село Середниково. Кому же пришло в голову дать милой, тихой, маленькой речке такое зловещее название? На этот вопрос некоторые краеведы отвечают так: речка Летовка звалась раньше несколько иначе - Литовка или Литова. И именно она, Литова, упоминается в Воскресенской летописи за 1209 год. Достаточно далеко от реки, но тоже в этой местности, есть деревня с аналогичным названием - Летова (Летва). Эти топонимы указывает на то, что здесь некогда жил народ "литва".

Давным-давно, лет этак 500-600 назад в пределах Шатурского района не было ни одного города, ни одного поселка, а более-менее крупных сел было так мало, что все их обычно аккуратно перечисляли в завещаниях (духовных грамотах) великих князей. В завещаниях Ивана Калиты и его сына Ивана II мы найдем лишь знакомые названия из соседних районов: Гжеля, Гуслицы, Раменье. И только духовная грамота великого князя Василия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского) называет нам "селце и Шатур", которые он отдает своей жене княгине Софье Витовтовне. Все исследователи сходятся на том, что речь идет о Муромском сельце (ныне Дмитровский погост) и селе Шатур, название которого потом перешло на наш родной город. А прежде, при отце и деде князя Василия, эти земли находились еще в Муромском княжестве.

Софья Витовтовна, видимо, была деловой и хозяйственной женщиной. Она увеличила свои владения, прикупив к ним еще некоторые земли и села. Среди этих прикупов было село Вышелес. Оно располагалось ориентировочно неподалеку от нынешнего поселка Осаново. Тогда, конечно, никакого поселка не было, он построен в 40-е годы двадцатого века, приблизительно в это же время перестало существовать старинное село Вышелес, сгорела его последняя церковь. Можно только догадываться, кому принадлежал Вышелес до княгини Софьи, а возможно, его и вовсе не было, и основано оно было именно ею. Поговаривали, что Софья Витовтовна, литовка по происхождению, селила на своих владениях и других выходцев из Литвы. 

К тому же московскому князю Василию Дмитриевичу пришли на службу литовские князья Патрикеевы - Иван Юрьевич и его сыновья Василий и Михаил. Это семейство получило обширные земли с центром в селе Остров (располагалось приблизительно между Волосуниным и Горой). Название Остров вполне типично для наших мест и было широко распространено, особенно ближе к Клязьме и Владимиру. Там было несколько населенных пунктов Больших и Малых Островов. Вы, наверное, удивитесь, прочитав это. Какие острова здесь у нас, в глубине материка? Разве что крохотные островки посреди какого-нибудь озера или более-менее широкой речушки. Но, оказывается, в данном случае "остров" обозначает участок леса, оставшийся посреди расчищенных полей и лугов, или наоборот, поле, окруженное со всех сторон лесом. 

Вскоре к Острову было присоединено еще одно село - Колушка. Патрикеевы были сторонниками сближения Руси с Литвой, за что и попали при Иване III в опалу. Он отобрал их вотчину в свою пользу, однако считается, что Патрикеевы успели заселить ее земляками из Литвы. Там возникли новые деревни: Тупицыно, Гора, Ворово. Название последней деревни якобы и происходит от прозвища литовцев - "воры", потому что позднее жители этой деревни вступили в отряды Лжедимитрия II - "Тушинского вора". Но скорее всего эта версия - опять же пример народной этимологии. Есть и еще вариант объяснения: топоним Ворово происходит от мордовского слова "вор" со значением "лес, бор". То есть Ворово - "лесная деревня" (как Воронеж - "лесная река"). 

При Иване Грозном эти села принадлежали царю, и в своей духовной грамоте от 1572 года он перечисляет их: "Да сына же своего Ивана благословляю своими великими княжествы... Да ему же великие княжества: город Володимер с волостми, и с путьми, и с селы, со всеми пошлинами, и с Муромским селцом, и с Шатуром, и с Колужским, и с Вышелесом, и Островом, и с волостью с Крысинским..." 

Село Колушка (Колужка) существовало до конца XVIII века, в нем стояла Никольская церковь, затем ее перенесли в деревню Середники, которая стала именоваться уже село Середниково, Колушка тож. А место, где раньше было сельцо Колушка еще сохраняет свое название, хотя никто из жителей близлежащих деревень не знает его историю. Кстати, они говорят КолУжка (с ударением на у, и произнося скорее ж, чем ш). Местные жители просто считают, что так почему-то называется исстари участок речки Летовки. А нам, мало-мальски эрудированным исследователям, нельзя не заметить сходства названий нашей исчезнувшей Колушки-Колужки и ныне существующего большого города Калуги, который между прочим основан на речке... Калужке. 

По поводу топонимов Калуга и Колушка тоже существует много мнений. Одни исследователи считают, что названия имеют значение "лужа", "болото", "топь". До сих пор в русском языке существует диалектное слово "калуга", обозначающее "болото" или "полуостров". Кроме того, они могли произойти от древнерусского слова "калыга" - забор, ограда, или от финно-угорского "кулига" - глухое место в лесу. 

Но вернемся к рассказу о литовцах, Литве и еще об одной загадке земли шатурской. В 1912 и 1913 годах в наши края приезжал известный языковед академик А.А. Шахматов. В его письменных трудах сохранились сведения о том, что жители села Пустоша считают себя "исконно русскими", а дальше к югу, дескать, живет "литва". В соседней с нашим районом Рязанской области есть местность Курша, в которой живет народец, тоже называемый курши. Местные жители говорят про них, что это "литва некрещеная". Почему же они так считают, и откуда здесь, в самом центре Руси, взялась "литва"?
Ответы на эти вопросы могут быть разные. Во-первых, как уже было сказано, литовцев сюда могли пригласить их земляки княгиня Софья и бояре Патрикеевы. Другие краеведы предполагают, что это потомки литовцев, взятых в плен во время литовско-рязанских войн. Наверное, поэтому и местность, где преимущественно проживали литовцы, названа волостью Литвуней. Это название встречается в некоторых письменных документах XVI века, в частности, в жалованной грамоте Ивана Грозного Николо-Радовицкому монастырю. В ней перечисляются вотчины, отданные этому монастырю: "...на Мещерской стороне в волости Литвуни: селище Крутой врагъ, пустошь Ильино, пустошь Гришево, пустошь Сонинская, пустошь Созоново..." и т.д. Некоторые из этих названий, например, Сазоново, деревня Радовицы "на озере на Радовицком" узнаваемы. Такие населенные пункты существуют и сегодня, но большинство деревенек, сел и пустошей из списка уже канули в Лету.
Определение "литва" - понятие растяжимое. Под него попадает и средневековое государство с таким названием, и некий нерусский народ. Литовских племен из истории известно несколько: голядь, латгалы, земгалы, селы, упомянутые нами курши и др. По некоторым гипотезам первоначально они составляли единую общность со славянами, их так и называют - балто-славяне. Есть много родственного в балтских и славянских языках, было много схожего в верованиях, обрядах, одежде, образе жизни между балтскими и славянскими народами. Они разделились и стали развиваться каждый своим путем еще до наступления новой эры. Предполагают, что балтские, или, как их еще называют, летто-литовские племена занимались земледелием и скотоводством и были носителями "фатьяновской" культуры. "Фатьяновцы", пришли в шатурские края со своими боевыми топорами и стадами скота накануне бронзового века, пожили здесь некоторое время (порядка нескольких веков) и исчезли. Вроде бы откочевали в более теплые места из-за неблагоприятного изменения климата. А может быть, не все они ушли, кому-то пришлись по душе здешние условия, и они остались? Много столетий жили они рядом с финно-уграми, мерей и мещерой, а потом со славянами, сохраняя свои национальные особенности и общее племенное имя - "литва".

Галина КРАМИЧ.

(Продолжение следует.) 
19.07.2002

1 комментарий:

  1. VarangaOfficial - стоимость препарата варанга - мы работаем только с официальными источниками, и предоставляем вниманию наших пользователей исключительно проверенные, не подвергающиеся сомнениям, факты. Воспользовавшись нашим онлайн-сервисом, вы получите возможность узнать полную информацию об этом лекарственном средстве. Увидеть данные о проведенных клинических тестированиях, прочитать отзывы реальных пациентов и врачей, использующих крем в своей лечебной практике. Ознакомиться с инструкцией по применению, прочитать об особенностях и методах работы комплекса, осмыслить, в чем заключаются особенности работы крема Варанга, где нужно заказывать оригинальный препарат и, как избежать покупки подделки. Мы очень тщательно и скурпулезно проверяем публикуемые данные. Предоставляем нашим пользователям сведения, которые были почерпнуты только из подлинных источников. Если вы обнаружили признаки появления грибкового заболевани или уже довольно продолжительное время, без ощутимых результатов пытаетесь избавиться от этого неприятного коварного недуга, наш сайт покажет вам легкий и быстрый способ решения проблемы. Присоединяетесь и живите полноценной, здоровой жизнью. Теперь все ответы на самые популярные и волнующие пользователей вопросы, собраны на одном ресурсе.

    ОтветитьУдалить