18 февр. 2015 г.

УРОЧИЩЕ ИЛКОДИНО



Это урочище сейчас связывают с полуразрушенной церковью - Рождества Христова, построенной помещиком А.К. Поливановым в середине XIX века в деревне Илкодино. После крестьянской реформы 1861г. село быстро развивалось, поскольку оно было расположено на оживлённой в то время дороге «Коломенка», совсем недалеко от переправы через Клязьму. В конце XIX в. здесь проживали 210 мужчин и 249 женщин. В селе имелись постоялый двор, почтовая станция, торговые и питейные заведения. В престольный праздник Первоверховных апостолов Петра и Павла в селе устраивалась богатая ярмарка. Церковный приход состоял из деревень Селищи, Передел и Мишунино. Располагаясь на торговом тракте недалеко от реки Поли, Илкодино имело благоприятные перспективы для развития хозяйственной деятельности и процветания жизни сельчан. Но в 1953 году в связи с отводом земель под Костерёвский военный полигон всех жителей села вынудили переселиться в другие места.

Переехали все, кроме Анисьи Батуриной, чей дом стоял на отшибе... Вскоре от села ничего не осталось, лишь некоторое время ещё действовала «Жукова сторожка», которая располагалась в трёх километрах на берегу Клязьмы. Но уже прекратила своё существование переправа, остановилась мельница на берегу реки Поли. Каждое лето этот край немного оживал - покосы, грибники, рыбаки... Много раз районные власти предлагали Анисье переехать, но она упорствовала, а применить принуждение к пожилой женщине не решились... Так и жила одна без электричества и радио, лишь «странники да поломники» изредка навещали. Один из них, не старый ещё мужчина, поселился у неё. С тех пор в округе дом на окраине бывшего села Илкодино стали называть «сторожкой». Долгие десятилетия здесь теплилась жизнь.

В конце прошлого века Анисья Батурина скончалась и её «квартирант» некоторое время проживал в одиночестве с собакой. После его смерти дом окончательно опустел, а затем внезапно сгорел. Очевидцы, посетившие эти места спустя некоторое время увидели, «что от дома остались одни головешки, а на старом покосившимся заборе висело искорёженное ведро...».

Ещё через некоторое время дело обросло слухами и родилась легенда о том, что Анисья Батурина в молодости была то ли просвирницей, то ли помощницей старосты храма Рождества Христова, а когда его закрыли - стала хранительницей тайны о спрятанных церковных сокровищах. После её смерти содержание этой сокровищницы якобы перешло к «постояльцу»... Хоронили «постояльца» местные егеря, но о каких-либо находках в доме они умолчали.

Сейчас месторасположение бывшего села угадывается лишь по наличию «культурных» деревьев - тополям, черёмухе и кустам сирени... Купольная часть церкви продолжает разрушаться. На месте бывшей колокольни зияет пустотой большая яма - ловкие и предприимчивые люди однажды подогнали эскаватор и с его помощью выкопали весь камень фундамента из-под ликвидированной ещё в 30-х годах колокольни, а затем вывезли его на окрестные дороги. Но, думается, что копали всё-таки не камень...
Барсков Дмитрий Павлович
кандидат технических наук, 
член союза краеведов России 
г. москва
Описание окружающей местности


Когда речь заходит о заброшенной церкви между Петушками и Мишеронским, большинство думает о храме Рождества Пресвятой Богородицы на Пустопольском погосте (урочище Курилово). Не многие знают, что всего в 15км от этой церкви находится так же заброшенный храм Рождества Христова в селе, а ныне урочище Илкодино. Почему же это место не было “оттайничено” ранее? Было. И весьма давно. Но вот уже несколько лет тайник находится в архиве. Списавшись с автором, я узнал, что тайник не планируется к восстановлению, и поэтому я решил заново заложить контейнер, чтобы поведать о еще одной знаковой достопримечательности Мещеры.

Дальнейшее описание взято с 
сайта http://www.shaturyane.ru/

Село Илкодино находилось в 55 верстах от губернского города и в 50 верстах - от уездного. Оно расположилось в очень живописном месте, в пяти верстах от места впадения реки Поли в Клязьму. Через село проходил старинный Владимирский тракт, в своё время весьма оживлённый.

Через некоторое время совершенно неожиданно из-за леса показался полуразрушенный храм в честь Рождества Христова. Наш автобус въехал в бывшее село Илкодино. Картина порушенной церкви была удручающей...

Совсем иная картина представилась известному русскому писателю-народнику Николаю Николаевичу Златовратскому. В 1864 году он был направлен Владимирским губернским комитетом по крестьянскому делу для оказания населению деревень Покровского уезда помощи по землеустройству.

Писатель вспоминал, как оказавшись на правом берегу Клязьмы, он был буквально очарован красотой окрестностей широкой и быстрой в этих местах реки и, как во сне, проехал по дороге мимо пахучего разнотравья заливных лугов и углубился в вековой лес Мещёрского края. Через несколько вёрст из-за леса показались золотые главы Храма Рождества Христова, на пути лежало большое крестьянское поселение Илкодино.

После постройки церкви в селе была открыта школа, в двух верстах от села на реке Поле была построена новая мельница.

К концу XIX-го века село намного выросло, шла бойкая торговля, были открыты питейные заведения, постоялый двор со сменой лошадей для проезжего люда из Владимира и обратно.

Местность, которую занимал Илкодинский приход по старинному (до учреждения губерний) административному делению находилась в стане «Ловчего пути», изобиловала лесами и была слабо заселена. Правительство, по местному преданию, разрешало здесь селиться беглым от помещиков крестьянам, посему население здесь составилось из различных элементов. В переписных книгах 1705 года за окольничим Семёном Фёдоровичем Толочановым записаны - деревня Илкодино и Мишунино, в первой 45 дворов - 127 душ мужского пола, во второй: 14 дворов - 76 душ.

Образование Илкодинского прихода относится к концу первой половины XIX-го века. До 1843 года деревни, составившие Илкодинский приход, были приписаны к церкви села Николы-Пустого поля, но дальность расстояния от приходской церкви (12 вёрст) побудила жителей позаботиться о постройке отдельного храма. Местом для храма была выбрана деревня Илкодино.

Каменный храм начали строить в 1841 году на средства помещика Александра Константиновича Поливанова, при финансовой поддержке хозяина Мишеронского завода Семёна Григорьевича Костерёва и на пожертвования жителей окрестных деревень. Храм строился, не хватало средств, снова были внушительные взносы А.К. Поливанова и С.Г. Костерёва.

В 1843 году деревня Илкодино была переименована в село Илкодино. Начались первые службы в новом храме, хотя полностью постройка его была закончена в 1851 году.

Кирпичная с белокаменными деталями, побелённая церковь была выдержана в стиле позднего классицизма, композиция - трёхчастная осевая, односветный четверик церкви был перекрыт купольным сводом с люкарнами (люкарна - оконный проём в купольном покрытии), изначально увенчивавшимся декоративной главкой. С востока к храму примыкал полукруглый алтарь (алтарь - вся восточная часть храма, отделённая иконостасом), с запада примыкала двухпридельная трапезная и колокольня. Декоративное убранство было весьма сдержанно, боковые фасады украшены пилястровыми портиками.

В храме было устроено три престола: главный - в честь Рождества Христова (освящён в 1851 году), в тёплой трапезе - в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы (освящён в 1844 году) и святого Николая Чудотворца (освящён в 1846 году).

Утварью, ризницей и святыми иконами церковь была снабжена достаточно. Из святых икон наиболее значительными были:

икона Нерукотворного Образа

икона Знамения Пресвятой Богородицы

икона Спасителя

икона Божьей Матери

Ризы на этих иконах были серебряные вызолоченные. Первые две иконы пожертвовал Александр Константинович Поливанов; риза на иконе Спасителя была сделана в 1788 году, а на иконе Знамения в 1769 году. Заслуживала внимание довольно большая картина, изображавшая пригвождение Иисуса Христа к столбу для бичевания; писана была эта картина с итальянского оригинала человеком Поливанова - крепостным Бухвостовым. За свой труд живописец был отпущен помещиком на волю.

ИЛКОДИНСКИЙ ПРИХОД

В храме Рождества Христова причта по штату было положено: священник, дьякон и псаломщик. На их содержание получалось:

а) процентов с причтового капитала - 38 рублей;
б) от земли пахотной и сенокосной - до 50 рублей;
в) от службы и требоисправлений - до 850 рублей;
г) от хлебного сбора с прихожан - до 50 рублей,
а всего - до 1000 рублей в год.

Дома у членов причта были собственные на церковной земле.

Земли при церкви было: усадебной - около 2 десятин, пахотной - до 18 десятин и сенокосной - 13 десятин.

Приход состоял из села Илкодино и деревень: Мишунино (6 вёрст от церкви), Селищи (4 версты), Передел (7 вёрст), в которых по клировым ведомостям числилось 778 душ мужского пола и 896 женского ...

Выше я отметил, что местность, которую занимал Илкодинский приход по старинному (до учреждения губерний) административному делению находилась в стане Ловчего пути. Чтобы пролить свет на это понятие, коснусь вкратце истории охоты на Руси.

Кратчайший путь к церкви лежит от Мишеронского и составляет 13км и два с половиной часа пешей неспешной прогулки по широкому песчаному грейдеру туда, и соответственно столько же обратно. Это идеальный вариант для тех, кто хочет взять тайник одним днем. Благо электрички до Шатуры и автобусы до Мишеронского ходят довольно часто. Однако, если вы решили провести в Мещере больше времени, и выбрали другой, более длинный путь, то имейте ввиду, что мост через Клязьму в Костерево принадлежит военным, и они его время от времени закрывают, если не хотите испытывать судьбу – переходите Клязьму под Петушками. Если же вы решили подойти к церкви с востока, со стороны Владимирской области, то имейте ввиду, что мост через Полю находится по дороге в Селищи, в остальных же местах – броды. Глубина, в зависимости от времени года и осадков, варьируется от “по щиколотку” до “по грудь”.

Комментариев нет:

Отправить комментарий