>Если бы люди, жившие в наших краях несколько тысяч лет назад, захотели отправить нам, их дальним потомкам, какую-либо информацию, то каким способом они могли бы воспользоваться? Дерево недолговечно. Кость также подвержена разрушению и не гарантирует сохранность изделий в течение тысячелетий. Металл ржавеет, да и не было его в распоряжении людей неолита. Таким образом, способ был один – послание в камне.
О том, какую скрытую информацию хранят в себе камни, покоящиеся рядом с нашими домами, в полях и лесах Мещеры, мы сегодня беседуем с председателем Содружества исследователей Мещерского края «ГеоШушмор», членом Союза краеведов и Союза писателей России, кандидатом технических наук Дмитрием БАРСКОВЫМ.
Знаменитый благодаря трудам шатурского краеведа В.М. Казакова «Змеиный» камень находится между деревней Собанино и селом Шатур Егорьевского района. Каждую весну камень скрывается под водой.
Фото А. Маркова, май 2012 года.
Так выглядит «Змеиный» камень в сухое лето. Волнообразный узор на его боковой поверхности позволяет отнести его к «волновым» камням, найденным и в других частях Мещеры. Расположенный среди болот в глухом лесу, «Змеиный» камень явно имеет следы его обработки человеком и чем-то напоминает древний саркофаг.
Этот «волновой» камень расположен в деревне Долбино Гусь-Хрустального района Владимирский области. На его поверхности явно видны «волны» – следы ручной обработки неизвестного значения.
Фото Д. Барскова.
Чёлоховский моленный камень около часовни святого великомученика Никиты уже стал достопримечательностью егорьевской земли. Своим необычным видом он привлекает к себе паломников, путешественников и художников. Таким увидел и запечатлел его на своей акварели художник Валентин Барсков в 2011 году.
Четыре стоящих рядом валуна – остов первого обнаруженного в Мещере дольмена. Верхняя плита-жертвенник в настоящее время отсутствует.
Фото Д. Барскова.
Камень-чашечник. На его поверхности есть углубление, где после дождя скапливается вода, которая считается у местных жителей «живой» и используется для лечения различных заболеваний.
Фото Д. Барскова.
Каменная «полусфера» Шушмора.
Художественная реконстукция Валентина Барскова.
- Дмитрий Павлович, давайте начнём наше интервью с объяснения значения слова «Шушмор», которое присутствует в названии вашего Содружества.
- Название расшифровывается как «Земля (гео) Шушмора». Шушмор – это заповедная географическая зона на территории Национального парка «Мещера». А если определить более точное местонахождение, то загадочное урочище расположено в бассейне речки Шушмор, которая берёт своё начало в Волчьих Болотах, протекает по труднопроходимым глухим местам с заболоченной поймой и впадает во Вьюницу на самой границе с Бакшеевскими болотами.
На географической карте зона Шушмора имеет форму треугольника, западный угол которого упирается в посёлок Бакшеево Шатурского района, северный расположен в районе деревень Большие и Малые Острова Собинского района, а восточный угол Шушмора находится недалеко от посёлка Уршельский Гусь-Хрустального района Владимирской области.
- А каково происхождение самого слова Шушмор?
- Как правило, современное население Мещеры не способно достоверно объяснить происхождение и смысловое значение названий местных урочищ и подавляющего большинства географических объектов. Все эти топонимы «затуманены» далью веков, но при тщательном анализе древних языков можно «прочитать» их смысловое значение. Если через современный русский язык невозможно выявить смысл загадочного слова, то его основы следует искать в двух близкородственных языках: санскритском и(или) древнерусском. На санскритском «шуш» означает «шесть». Вторая основа «мор» в пояснениях не нуждается: и в давние времена, и в наши дни она означает «мор, гибель, смерть». Итак, «шестисмертие». Для глухой болотистой местности такое название более чем уместно – такую расшифровку загадочного топонима даёт краевед и писатель Н.Д. Чистяков.
Это интересно
Мегалиты (термин произошёл от греческих слов «большой» и «камень») — доисторические сооружения из больших каменных блоков, соединённых без применения цемента или известкового раствора.
Мегалитом может также называться отдельный крупный камень, игравший в древности какое-либо культовое или информационное значение.
Иногда мегалитами называют все камни больших размеров, в том числе и не используемые для сооружения погребений и памятников, подвергнутые в древности обработке человеком.
- Чем Шушмор отличается от других территорий Мещеры?
- Зона Шушмора – аномальная, она расположена над глубинными тектоническими разломами. Аномалия эта фиксируется геофизическими приборами. В частности, исследователями отмечаются изменения напряженности магнитного поля Земли. Геомагнитные аномалии Шушмора приводят ко многим необычным явлениям природы, например, к гигантизму растений. А в мае 2010 года наша экспедиция наблюдала там необычное свечение в атмосфере.
Камни, представляющие историческое наследие
Кромлехи – обработанные, вертикально установленные древние надгробия.
Обереги – крупные камни, установленные у жилища человека с целью защитить дом и его обитателей от злых сил.
Менгиры – обработанные, вертикально установленные камни, выполнявшие ритуальные функции. Встречаются как в комплексах, так и поодиночке.
Следовики – камни со следами человеческих или звериных стоп.
Чашечники – камни с естественными или искусственными углублениями, в которых скапливается дождевая вода.
Алтарные камни, или жертвенники – крупные камни с плоской, столообразной поверхностью, служившие в древности как место принесения жертвы.
Дольмены – мегалитические сооружения с перекрытием. Несколько камней дольмена обычно перекрыты одной большой плоской плитой. Служили как места захоронений и ритуалов.
Мегалитические святилища и древние обсерватории – крупные скопления камней, часто круговой формы. Отдельные камни обсерваторий указывают на стороны горизонта, значимые астрономические направления.
Камни с петроглифами – камни с рукотворными рисунками.
Волновые камни, или волновики - камни с волнообразной поверхностью, предположительно сделанной человеком.
- А как связан Шушмор с древними каменными сооружениями?
- В восьмидесятые годы прошлого века шатурский краевед Николай Николаевич Акимов опубликовал данные о том, что в Шушморе находится необычное строение – каменная полусфера диаметром 6 метров и высотой 3 метра, которое, как мы полагаем, является древнейшим культовым сооружением нашего края, выполнявшим и функции астрономической обсерватории. Пока данные Акимова никто не смог подтвердить или опровергнуть – таинственное мегалитическое сооружение в аномальной зоне Шушмор до сих пор никому не удалось обнаружить…
- Что вы думаете о чёлоховском моленном камне, расположенном в Егорьевском районе?
- Чёлоховский камень, по классификации культовых камней, относится к менгирам, то есть к обработанным человеком камням, которые устанавливались вертикально на древних святилищах. Думается, что в древности и чёлоховский камень стоял вертикально.
В 2008 году во время экспедиции нашего Содружества в районе деревни Малые Острова был обследован похожий камень. Его размеры (2х1х0,9 м) и углы двух обработанных рёбер (90 градусов) очень близки к чёлоховскому камню. Одна грань менгира из Малых Островов не обработана, и на ней явно просматривается рукотворный рисунок – голова лосихи. Не исключено, что на нижней поверхности чёлоховского камня также присутствуют древние рукотворные изображения.
- Около многих старых деревенских изб в Егорьевском районе лежат крупные камни. Лежат, как уверяют коренные жители, испокон веков, положенные дедами и прадедами. Какую функцию они выполняют?
- Это обереги, охраняющие покой и благополучие дома и его обитателей, а также сохранность домашней скотины. Лежат они многие сотни лет, и трогать их ни в коем случае нельзя.
- Что вы можете рассказать о «Змеином» камне, расположенном в полутора километрах от егорьевской деревни Собанино?
- О «Змеином» камне впервые поведал в своей книге шатурский краевед Виктор Казаков. Точное его место не указал. Энтузиасты начали поиски и нашли некий придорожный камень в болотистой низине между селом Шатур и деревней Собанино. К этому камню сейчас открыто настоящее паломничество, люди едут издалека посмотреть древний жертвенник языческого змеиного бога Ур, о котором без указания источников информации поведал Казаков. Однако мне кажется, что камень нашли совсем не тот, а настоящий змеиный камень ещё покоится где-то в глубине мещерских лесов. Во всяком случае, тот небольшой камень, который я увидел около Собанино, своим размером меня совершенно не впечатлил. Гораздо большее впечатление на меня произвёл Мещерский Синь-камень, который находится под Гусь-Хрустальным. Я думаю, что настоящий «Змеиный» камень должен иметь схожие размеры и форму.
Кстати, «Синь-камень» тоже вполне достоин названия «змеиного», так как, по рассказам местных жителей, на него часто выползают погреться змеи.
- А может быть, настоящий змеиный камень находится в самом селе Шатур?
- В Шатуре мне удалось обнаружить много интересных камней и, в частности, мегалитическое святилище и древний камень-жертвенник, расположенный неподалёку. Это древнее святилище с жертвенником, к сожалению, частично разрушенное, находится в северной части сельского кладбища. В настоящее время от него осталось не более 8-10 камней.
Шатурское святилище очень схоже по своим размерам и форме с древним мегалитическим комплексом в селе Кривандино, которое раньше относилось к Егорьевскому уезду, а потом перешло в Шатурский район. Кривандино, как и Шатур, расположено на холме, на берегу реки Поли. Так что оба святилища создавали люди одной культуры и примерно в одно время – во втором-третьем тысячелетии до нашей эры.
- А чем примечательно Кривандинское святилище?
- Кривандинское святилище хорошо сохранилось, оно состоит не менее чем из 86 мегалитов, часть из которых образуют правильный круг. Как нам удалось доказать, это святилище являлось одновременно и древней обсерваторией. Особыми камнями в нём отмечены стороны света, а также точки зимнего и летнего солнцестояний. Недалеко от каменного круга, как и в селе Шатур, есть древний плоский камень-жертвенник.
- А кого приносили на нём в жертву?
- Сейчас мы не можем с уверенностью этого сказать, но, по всей видимости, как это существует во многих древних культурах, делились с духами леса тем, чем жили сами. Может быть, клали горсть зерна или немного мяса, ягоды.
- Возводя эти каменные святилища, собирая и укладывая особым способом валуны, хотели ли древние строители передать нам через тысячелетия какую-либо информацию?
- Я не уверен, что они думали о таких далёких потомках, как мы с вами, но определенно всё это делалось, помимо прочего, и для того, чтобы передать знания и традиции ближайшим поколениям – детям и внукам. Ведь древняя обсерватория – это одновременно и календарь, позволяющий упорядочить и оптимизировать ход работ, которые в те времена очень тесно были связаны с сезонными изменениями в природе.
- Есть ли в Егорьевском районе камни-следовики?
- Пока мне ничего не известно о следовиках, расположенных в Егорьевском районе. Но в Мещере следовики есть. Самый известный из них, с отпечатком человеческого следа на боковой поверхности, расположен в городе Гусь-Хрустальный. Местные жители считают, что это след святой великомученицы Варвары. В атеистические годы люди закопали этот камень, чтобы сохранить его. Сейчас он вновь установлен на своё изначальное место.
- Природные камни и, в частности, валуны в последние годы стали предметом ландшафтного дизайна. Их собирают, продают. Это означает, что мегалитические памятники культуры могут в один прекрасный день исчезнуть. Ведь охранника к каждому из них приставить невозможно!
- Если такое случится, то будет непоправимым уроном для нашей местной культуры и истории. Эти камни – неотъемлемые части нашего природного ландшафта и древнейшей материальной культуры. Мы должны передать их нашим потомкам в том виде и именно в том месте, в котором их оставили наши предки. Поэтому стоит хорошо подумать, прежде чем, например, трогать или – ещё хуже – продавать древний наследственный оберег, который многие столетия назад совершенно не случайно положили в данное место ваши предки.
Существует древнее поверье, что у каждого камня есть в потустороннем мире «хозяин». И хозяин обязательно придёт мстить тем неразумным людям, которые потревожили его камень. Так что любитель ландшафтной архитектуры, притащивший ценой больших усилий в свой огород древний мегалит, рискует получить в придачу к нему много проблем.
- В настоящее время вы пишете книгу о мегалитической культуре Мещеры. Где и когда её можно будет приобрести?
- Я выступаю как соавтор большой научной работы «Мегалиты как знаки культурных процессов прошлого», которая готовится к опубликованию в институте Культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва. Значительную часть этой книги, более половины, займёт глава о мегалитах Мещеры, в том числе и о камнях Егорьевского края. Это не случайно, так как раньше считалось, что в Мещере мегалитических памятников нет – одни леса и болота. Открытия последних лет в корне опровергли это мнение. В Мещере и непосредственно в Егорьевском районе сохранились уникальные мегалитические памятники. Их надо изучать и охранять. Эта книга обязательно появится в библиотеках города и района.
- Можно ли направлять вам изображения интересных и необычных камней, чтобы получить консультацию? Может быть, рядом с нашими домами и в огородах находятся мегалиты, которые приведут к серьёзным научным открытиям?
- Не только можно, но и нужно. В настоящее время создаётся каталог объектов мегалитической культуры Егорьевского района. Я буду очень рад получить такие письма с описаниями и изображениями на мой электронный ящик barskov-texkon@mail.ru. При необходимости я смогу выехать на место, чтобы осмотреть, изучить и зарегистрировать объект.
Беседовал Алексей Марков
Комментариев нет:
Отправить комментарий