9 июл. 2013 г.

"ЗМЕИНЫЙ КАМЕНЬ" У ДЕРЕВНИ ШАТУР



Змеиный камень представляет собой гранитную глыбу, исключительно необычную для Шатурских болот, которая некогда была языческим святилищем, а позже святилищем уже православным - бьющий из под камня родник был освящён, рядом стояла часовня (не сохранилась). Село Шатур считается древней "столицей" территории нынешних Шатурского и Егорьевского районов, давшей название современному городу Шатура. Церковь в селе Шатур в своё время расписывал небезызвестный Грабарь.

Письменное упоминание о Шатуре впервые появилось в 1423 г. в духовной грамоте великого князя Московского Василия Дмитриевича. Сельцо Шатур было одним из сторожевых постов, что стояли на границе Великого Владимиро-Суздальского княжества с Муромо-Рязанским, которая в старинные времена проходила по реке Поля до села Кривандино, откуда резко поворачивала на восток. Шатур был расположен в очень удобном для сторожевого поста месте - на небольшом возвышении, защищенном от внезапного нападения рекой Полей. Загадочное здесь начинается буквально с названия. Такое непривычное нашему русскому уху слово скорее всего досталось в наследство от древнейших насельников края - финно-угорских племён. На берегу истинно мещерской, тихой и тёмной речки Поли жило племя мурома, а рядом с ним мещера. Корень "ур" встречается почти во всех финских названиях сохранившихся на землях, которые некогда занимала мурома. Этот удивительный факт позволяет очень точно очертить их границы их проживания. Происхождение этого корня не только до конца не выяснено, но даже напротив, в последнее время появилось сразу несколько теорий, объясняющих его значение. Одни выводят его из древне-мордовского слова "ур" - "белка". Тогда можно предположить, что белка была тотемным животным племени мурома, но это не подтверждается данными фольклора, мифологии этих мест соседних угро-финских народностей. Вторая гипотеза трактует "Ура", как "змеиного Бога" или "Змеиного царя".
Действительно, змеи часто обожествлялись в языческие времена. Возможно остатки именно этого культа несколько лет назад исследователи обнаружили восточнее, в глухой Рязанской части Мещеры, где в народных представлениях змея занимала место чёрта. Кстати фамилия Змиёв распространена в Егорьевском районе.

Корень "шат", родственный мордовским словам, трактуется как "невысокая горка". Именно на этой горке и возник, а к 16 веку уже стал центром волости Шатур. Это было время христианизации и активного проникновения славян в эти края. На древнем холме, возможно служившем капищем, была поставлена первая деревянная церковь. Самые древние церкви строились на языческих капищах и в Новгороде, и в Муроме, и во многих других городах и весях. Чудские жальные (священные) камни сложены в алтарях старинных церквей Северо-запада России, а во дворе одной из муромских церквей даже лежит поверженный языческий идол. Однако часто древние святыни вписывались в новую религию. Так было и в Шатуре - поклонный камень и священный родник в версте южнее села почитался и в христианские времена. Есть свидетельства, что в 19 веке около камня с ключом была часовня. Камень с родником и церкви составляли единый комплекс.

Шатур относился к Ростово-Суздальской земле, а с образованием Великого Владимирского княжества отошел под руку владимирских князей. За его околицей проходил старинный Бронницкий тракт - большая дорога на Владимир. По этой дороге владимирские князья Андрей Боголюбский (ок. 1111-1174) и Всеволод III Большое Гнездо (1154-1212) со своими дружинами не раз проезжали на Киев.

В начале XIV века Шатур, входивший в Гуслицкую волость, принадлежал боярину черниговского княжества Феодору Бяконту из рода Плещеевых. Гуслицкая волость входила в Коломенский уезд. Когда присоединили Коломну к Московскому княжеству, Шатур оказался на московских землях. В 1423 году появляется первое письменное упоминание о Шатуре - в духовной грамоте великого князя московского Василия I (1371-1425). Сын Дмитрия Донского передает сельцо Шатур своей жене, Софье Витовтовне.

По ее завещанию в 1453 году вотчины переходят к внукам. Один из внуков, Иван Васильевич (1440-1505), становится в 1462 году великим князем московским, отбирает Шатур и другие волости у своих братьев и делает эти вотчины государевыми. Царь Иван Васильевич Грозный (1530-1584) берет под свою руку всю Гуслицкую волость, а село Высоково отдает Чудову монастырю. В это время и образуются Высоцкая и Шатурская волости.

Сельцо Шатур именуется теперь погостом, здесь сосредоточены волостная управа и церковный причт. На торговой площади были воздвигнуты церкви, вокруг Шатура стояли гридни для княжеских дружин. Мимо села днем и ночью шли торговые обозы, здесь в распутицу можно было пересесть на лодки и плыть до Владимира по реке. Течение воды почти незаметное, так как перепад уровней к впадению реки Поли в Клязьму составляет не более десяти метров на 130 км, 8 мм на 1 км. Во время литовского разорения все земли Ловчего пути обезлюдели, и Шатурская волость в это время сливается с Сенежским и Пырковым станами. Но к середине XVII века село бурно развивается, и Шатурский погост становится одним из самых больших приходов Владимирской епархии.

В этот период начинается раздача всех государевых земель служилым людям, сынам боярским и казакам, за участие в освобождении Москвы от поляков. К концу XVII века многие земли оказались во владении монастырей, так как прежние владельцы дарили свои вотчины за вечное поминовение своих усопших родственников. Петр I проводит секуляризацию церковных земель, и в начале XVIII века деревни и пустоши вокруг села Шатур переходят в коллегию конфискации государственного имущества. При Анне Иоанновне в 1740 году пять деревень Шатурского прихода: Лескове, Навольново, Жашково, Федотиха и Горки - с четырьмя тысячами десятин земли покупает дед Владимира Сергеевича Печерина, известного общественного деятеля, философа, поэта, профессора Московского университета (1807-1885). Другие деревни Шатурского прихода принадлежали родственникам Печериных Дружининым и Ильиным. Некоторые из них похоронены на кладбищах сел Шатур и Жашкова (Знаменское).

На это время - середина XVIII века - приходится расцвет Шатура. Было в нем две церкви - Никольская и Христа Спасителя, в приход входило 19 деревень.

Однако матушке царице Екатерине II, когда она в 1775 году проезжала по этим местам, больше приглянулось село Высокое. Не задумываясь, купила она его у Чудова монастыря, заплатив по 75 рублей за каждую душу мужского пола. А было в селе 81 душа мужская и 107 женских душ. Женщины и бобыли в то время в придачу давались бесплатно. С тех пор и осталось село Шатур за обочиной жизни.

В 1778 году Екатерина II образует Рязанское наместничество, а с 1782 года Рязанскую губернию. Село Высоково получает статус города и называется Егорием Высоким (Егорьевском). Образуется Егорьевский уезд. Шатурская волость упраздняется и вместе с приходскими деревнями входит в состав вновь учрежденной Старо - Васильевской волости Егорьевского уезда.

Но в 1796 году царь Павел I упраздняет Егорьевский уезд, город Егорьевск выводит за штат, а села и деревни, входившие в него, подчиняет городу Зарайску.

В 1802 году Александр I возвращает городу Егорьевску уездное значение и выделяет средства на содержание градоначальника с воинской командой и присутственного места с надлежащими чиновниками. С того времени и до 1922 года Егорьевский уезд входил в Рязанскую губернию.

В 1922 году он был включен в состав Московской губернии, но часть его волостей - Фроловская, Архангельская и Лекинская - остаются в Рязанской губернии. В это время образуется Шатурский сельский совет. В двадцатые годы, с началом промышленных торфоразработок и строительством ГРЭС, село Шатур окончательно уходит на обочину жизни. Но имя его сохраняется во вновь возникающих поселениях: совхоз "Шатура", поселки Шатурстрой, Шатурторф, Шатурский. В 1936 году появляется город Шатура. В предчувствии своего полного исчезновения село Шатур передало свое имя новому городу и району.

Храмовое строительство в Шатуре пережило несколько стадий. Уже в 17 веке здесь стояла церковь Николы Чудотворца. Это подтверждается письменным источником, имеется детальное описание самого прихода. В 1717 г. Никольская церковь перестраивается, а в 1717 г. строится вторая, Казанская церковь. Новая тёплая деревянная Казанская церковь, построенная в конце 19 века на месте более древней, была настоящей жемчужиной Шатура. Её внутреннее убранство было выполнено росписью по холстам молодым и тогда ещё неизвестным Грабарем. К сожалению, после революции Шатур постепенно приходит в упадок. Тому есть объяснение - село располагалось на бедных почвах. Поэтому здесь, как и тысячи лет назад, основным занятием населения была охота. Об этом красноречиво свидетельствует название стана, в который с 18 века входила Шатурская волость - Ловчий путь.

К тому же после принятия муромскими родами христианства, центр этих земель стал и локальным религиозным центром. Православие пустило крепкие кори в Шатуре, тут стали селиться священники, дьяконы. В середине 19 века в Шатуре открылась одна, а в 1889 году и вторая церковно-приходская школа. Пришедшие к власти коммунисты не могли терпеть такого культурно-религиозного очага, поэтому уже в 1932 году холодную церковь разобрали. Тёплая церковь продолжала действовать до конца 50-х годов, пока не была закрыта во время хрущёвских антирелигиозных гонений.

Летом 1976 года случилось страшное и непонятное событие - церковь подожгли якобы из хулиганских побуждений. Так в один день был утерян памятник деревянной архитектуры.

К началу 80-х годов село почти опустело, начала приходить в негодность и буквально проваливаться в болото дорога из деревни Большое Гридино. Шатур обрёл молчаливое спокойствие среди мещерских лесов и болот. Сейчас на месте села, на древнем оплывшем холме стоит одна кирпичная колокольня, высоко застывшая над сосновым бором. Центром села осталось полуразрушенное кладбище, не производящее, тем не менее, гнетущего впечатления. Напротив, оно органично вписывается в пейзаж с несколькими большими домами постройки 19 века, подступившим со всех сторон лесом и необыкновенно живописным деревянным мостом через глубокий омут Поли. Шатур уходит, скрадывается от нас и надо спешить, чтобы воочию увидеть его.

Добраться до бывшего села можно по просёлочной дороге от деревни Горки, через насыпь от старинной узкоколейки Егорьевск-Шатура или, что труднее, пешком по болотной гати бывшей дороги от Большого Гридина или Собанина.

Комментариев нет:

Отправить комментарий